Здравствуйте, друзья!
За годы моей работы по ведению YouTube-канала было создано множество учебных видео по теоретическим и практическим аспектам полётов на параплане. Эти видео создавались по мере появления вдохновения, также выбирались и темы для данных видеоуроков. Сейчас же я хочу их структурировать, чтобы начинающие пилоты моли изучать теорию и практику полётов на параплане по принципу от простого к сложному. Ниже будут приведены ссылки на видео и контрольные вопросы к ним, которые помогут Вам лучше усвоить материал и, в конце концов, летать безопасно. Данные видеоуроки всегда были в открытом доступе и служили одной цели: поделиться знаниями с пилотами, повысить безопасность полётов, популяризировать наш спорт - одним словом, принести пользу людям. Теперь же нужно это красиво и правильно оформить :)
Состав:
- Введение
- Аэродинамика
- Управление парапланом
- Прямой старт на параплане
- Обратный старт на параплане
- Как собрать параплан в розочку
- Как летать на параплане в динамике. Расхождение с другими пилотами
- Конструкция параплана. Материалы
- Выбор параплана
- Сертификация парапланов, подвесок и запасок
- Как продлить жизнь Вашего параплана
- Как слистывать параплан в концертину
- Подвесная система (подвеска) параплана
- Запасной парашют (запаска) параплана
- Как затягиваться на лебёдке
- Как избежать ротора при посадке
- Активное управление и действия во внештатных ситуациях
- Как летать на паралёте (факультативно)
- Как подавать планы на использование воздушного пространства
Естественно, это не все знания, которыми должен обладать хороший опытный пилот. Это не все видео, которые есть на моём канале. Но я бы сказал, что это тот оптимум знаний, который, с одной стороны, достаточен курсантам для первоначального обучения, а с другой стороны - не перегружает их и позволяет эффективно сочетать теоретические знания и практические навыки, получаемые по ходу занятий с инструктором в поле или на горке.
Данная подборка со временем будет модерироваться и дополняться.
Приятного изучения, орёлики! И помните - это не самоучитель, ничто не заменит полноценного обучения у грамотного инструктора. Это наглядное пособие, которое поможет Вам.
Красивых и безопасных полётов!
Ринат Сабитов, Аэроклуб "Альтаир-Аэро"
1. ВВЕДЕНИЕ
Что такое "параплан"? Почему не самолёт или планер?
Ответьте на вопросы:
Заведите тетрадь, куда будете вписывать важные данные о парапланах!
- Что такое параплан?
- Что такое парамотор/мотопараплан, паралёт/паратрайк?
- Компоненты параплана (крыло, подвеска...)
- Требуется ли иметь какие-либо документы для полётов на параплане?
Отметьте себе:
Для легального использования воздушного пространства (ИВП) согласно букве закона требуется подать уведомление в органы управления воздушным движением.
Это будет делать либо аэроклуб, в которым Вы летаете, либо Вы сможете довольно просто делать это самостоятельно с помощью письма на электронную почту в Зональный Центр вышеуказанных органов.
Детальнее об этом мы поговорим позже.
2. АЭРОДИНАМИКА
Наверное, это будет самая скучная/сложная часть, но изучить её нужно обязательно, чтобы понимать, почему летает параплан, и чтобы говорить в дальнейшем на одном языке с другими пилотами.
Ответьте на вопросы:
- Благодаря чему крыло держит нас в воздухе?
- От чего зависит подъёмная сила? Что жизненно важно для её наличия?
- Что такое воздушная скорость и путевая скорость?
- Что такое аэродинамическое качество и глайд?
- Как мы можем менять скорость полёта параплана?
3. УПРАВЛЕНИЕ ПАРАПЛАНОМ
Состав параплана и его органы управления
Ответьте на вопросы:
- Как мы можем менять направление полёта?
- Как мы можем влиять на скорость полёта?
- В каких пределах мы можем зажимать клеванты?
4. ПРЯМОЙ СТАРТ НА ПАРАПЛАНЕ
Ответьте на вопросы:
- Когда применяется прямой старт?
- Порядок подготовки параплана к старту?
- Порядок действий при прямом старте?
- Исправление отклонений параплана от заданной траектории при прямом старте?
5. ОБРАТНЫЙ СТАРТ НА ПАРАПЛАНЕ
Ответьте на вопросы:
- Когда применяется обратный старт?
- Порядок подготовки параплана к старту?
- Порядок действий при обратном старте?
- Исправление отклонений параплана от заданной траектории при обратном старте?
6. КАК СОБРАТЬ ПАРАПЛАН В РОЗОЧКУ
Ответьте на вопросы:
- Для чего собирать параплан в розочку?
7. КАК ЛЕТАТЬ НА ПАРАПЛАНЕ В ДИНАМИКЕ. РАСХОЖДЕНИЕ С ДРУГИМИ ПИЛОТАМИ
Ответьте на вопросы:
- Куда совершается первый поворот после взлёта?
- Каким курсом нужно лететь, чтобы лететь вдоль склона горы?
- Как нужно расходиться в воздухе с другими пилотами?
- Как строить заход на посадку? Как при этом учитывать ветер?
8. КОНСТРУКЦИЯ ПАРАПЛАНА. МАТЕРИАЛЫ
Пройдёмся по конструкции несущего крыла
Ответьте на вопросы:
- Что такое передняя и задняя кромки?
- Что такое верхняя и нижняя поверхности?
- Что такое нервюры и риджифойлы?
- Что такое воздухозаборники?
- Что такое клеванты?
- Что такое ушные и галстучные стропы?
- Для чего нужны акселератор и триммеры?
9. ВЫБОР ПАРАПЛАНА
Тип, назначение, материал, размер
Ответьте на вопросы:
- Какие типы парапланов бывают по назначению и сертификации?
- Что характеризует сертификация параплана?
- На что влияет удлинение параплана?
- Как правильно выбрать тип и размер параплана для начинающего пилота?
10. СЕРТИФИКАЦИЯ ПАРАПЛАНОВ, ПОДВЕСОК И ЗАПАСОК
Ответьте на вопросы:
- Что проверяется при сертификации параплана?
- Что проверяется при сертификации подвески?
- Что проверяется при сертификации запаски?
11. КАК ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ ВАШЕГО ПАРАПЛАНА
Ответьте на вопросы:
- Чего боится параплан?
- Как продлить ресурс Вашего параплана?
12. КАК СЛИСТЫВАТЬ ПАРАПЛАН В КОНЦЕРТИНУ
Ответьте на вопросы:
1. Почему важно слистывать параплан в концертину?
13. ПОДВЕСНАЯ СИСТЕМА (ПОДВЕСКА) ПАРАПЛАНА
Раздел в разработке
14. ЗАПАСНОЙ ПАРАШЮТ (ЗАПАСКА) ПАРАПЛАНА
Типы запасок. Действия пилотов при применении запасного парашюта
Ответьте на вопросы:
1. Каких типов бывают запасные парашюты?
2. В какой ситуации применяется запаска?
3. Что нужно делать при применении (броске) запаски?
15. КАК ЗАТЯГИВАТЬСЯ НА ЛЕБЁДКЕ
Ответьте на вопросы:
- Какие типы лебёдок бывают? Их преимущества и недостатки?
- Что требуется от пилота во время затяжки лебёдкой?
- Действия в нештатных ситуациях при затяжке
16. КАК ИЗБЕЖАТЬ РОТОРА ПРИ ПОСАДКЕ
Ответьте на вопросы:
- Что такое ротор и чем он опасен?
- Каких размеров бывает ротор?
- Где приземляться, чтобы не попасть в ротор?
17. АКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ДЕЙСТВИЯ ВО ВНЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Ответьте на вопросы:
- Что нужно делать при асимметричном сложении?
- Что нужно делать при фронтальном сложении?
- Что нужно делать при потере скорости?
18. КАК ЛЕТАТЬ НА ПАРАЛЁТЕ
Факультативно для парамотористов и паралётчиков
Ответьте на вопросы:
- Когда наиболее подходящее время для полётов на парамоторе/паралёте?
- Как подготовить паралёт ко взлёту?
- Какие органы управления у парамотора/паралёта?
- Какие виды заходов на посадку бывают? Их плюсы и минусы?
19. КАК ПОДАВАТЬ ПЛАНЫ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
Использовать воздух легально довольно просто. И это особенно важно для нашей собственной безопасности и безопасности других людей.
Ниже алгоритм подачи планов и заявок на использование воздушного пространства. Вам понадобится какое-то время, чтобы в нём разобраться и подать свой первый план, но в итоге для Вас это станет просто и Вы сможете просто использовать подготовленные Вами шаблоны.
Итак, начнём:
1. Используется сайт:
https://sppi.ivprf.ru/
При регистрации выбираем роль "Пилот до 115 кг"
2. Для этого написать запрос на почту sppi@matfmc.ru с текстом:
"Здравствуйте!
Прошу добавить мне роль Пилот СВС (115 кг и менее)
Параплан
Мне, ФИО, учётная запись по электронной почте ........."
3. Хорошее обучающее видео по работе на сайте:
https://youtu.be/qK7v_oH1zes
План подаётся минимум за час до начала полётов.
4. Необходимо учесть, что время в системе - UTC (Москва -3 часа)
5. Подготовить план. Я лично делаю это через "Табель"
6. При начале полётов подаётся DEP и выполняется звонок диспетчеру, при завершении подаётся ARR и также выполняется звонок диспетчеру.
Контакты диспетчеров Ваших зон Вы можете узнать на сайте https://fpln.ru
7. Необходимо учитывать, что диспетчер может провести другой борт НАД указанным цилиндром Вашей зоны. Это особенно важно знать парителям.